приложение к ООП нац-региональный компонент

Национально-региональный компонент
Тема «Особенности интеграции национально-регионального компонента в
образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является
приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на
которой в данный момент мы проживаем. Данная тема недостаточно исследована
и

поэтому

компонента

возникла
в

проблема

образовательный

интеграции
процесс.

национально-регионального

Анализ

программ

воспитания,

образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей
принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей
страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национальнорегиональному компоненту. Необходимо вести работу по формированию у
ребенка

чувства

любви

к

Родине,

воспитания

у

него

эмоционально-

положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше
об особенностях природы и истории родного края.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго
до того, как человек становится взрослым. Дошкольный возраст – самоценный
этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются
основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему
миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому происходит формирование у детей знаний, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в
решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей
дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие
выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Приобщая подрастающее поколение к истокам культуры родного края, знакомясь
с

бытом,

традициями

многонационального

коренных

населения

нашей

народов,
страны,

учитывая
строится

потребности
педагогический

процесс.
Нормативна база
В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта –
федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта
обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает
образовательные области и является обязательной частью содержания общего
среднего образования. Национально-региональный компонент предусматривает
возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он
отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет
организовать непосредственно образовательную деятельность, направленную на
изучение природных особенностей региона, национального (родного) языка и
национальной

литературы.

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена
большая роль регионального

компонента, позволяющего «обеспечить

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан,
обладающих высокой толерантностью».
Согласно Федеральных государственных требований вариативная часть
образовательной программы каждого дошкольного учреждения должна включать
региональный компонент.
Цель
Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины, на
которой в мы проживаем.
В работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие
задачи:
 воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего
свою Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

 формировать бережное отношение к историческому наследию нашего
народа;
 воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и
обычаям народов, живущих на земле Республики Бурятия;
 развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об
особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
 формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание
охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;
 воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и
понимать красоту флоры и фауны Бурятии;
 формировать эстетические чувства.
Планирование
 В годовом плане ДОУ ежегодно планируются мероприятия, которые
проводятся для

реализации национально-регионального компонента в

работе с детьми, родителями и педагогами.
 Формирование

у

детей

целостного

представления

о

регионе,

климатических условиях, населении и окружающем мире природы.
Привитие любви к родной природе, умения видеть и чувствовать её красоту
у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и
неживого миров.


Формирование представления о природной природе, о её отличительных
особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды
обитания, к изменяющимся условиям природы.

 Изучение, принятие и непосредственное участие в изучении культурного
наследия народов,

населяющих Республику Бурятия: национальный

фольклор, традиции, обряды и праздники.
Направления работы


Знакомство с растениями и животными «Красной книги». Представление о
правилах бережного отношения к природе.

 Проведение экспериментов и наблюдений, как способ изучения и
наблюдения за свойствами и качествами объектов окружающего мира.
 Применение

и

использование

самостоятельной, в совместной
образовательной деятельности.

накопленного

опыта

в

играх,

в

деятельности и в непосредственно

 Отражение впечатлений об увиденном на интегрированных занятиях по
разным видам деятельности, в том числе в изобразительной деятельности.
Используя различную технику рисования и средства изображения, дети
могут передавать в рисунках красоту родной природы. После встреч с
живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и
изобразительное творчество.
Программа национально – регионального компонента ДОУ строится по
следующим направлениям:
1. Работа по изучению родного края.
2. Изучение культуры народов России.
3. Накопление социального опыта (социокультурное общение)
Работа по изучению родного края включает в себя:
- работа с педагогами - в соответствии с основной образовательной программы
ДОУ,
согласно годовому плану детского сада.
- работа с детьми согласно комплексно-тематического планирования по
изучению родного края, интегрированного принципа построения деятельности
дошкольников.
- взаимодействие с родителями - включение родителей в совместный
образовательный процесс по изучению родного края позволяет значительно
повысить его эффективность.
- сотрудничество с социальными партнерами, как условие социализации
дошкольников.
Работа с детьми
Комплексно-тематическое планирование по изучению родного края
 Я – Человек
 Моя семья
 История жилища
 Любимый город
 Родной край
 Традиции и быт

 Животный мир Бурятии
 Растения сибирского леса
 Искусство
Особенности интеграции национально-регионального
компонента в образовательную деятельность
Образовательная

Региональный компонент

область
Физическое

1.
развитие

Обычаи , традиции народов Забайкалья
Народные игры, спортивные игры, элементы национальных
видов спорта.

Социализация

2.

Коммуникация

Реализация плана межсетевого взаимодействия
Работа с родителями, мероприятия между детскими садами,
детским домом.

3.

Познавательное

Работа в соответствии с тематическим планом

развитие
4.Чтение

Изучение народных сказок, былей, преданий, легенд, притчей.

художественной
литературы
5.Художественно-

Слушание, пение песен на бурятском языке, игра на народных

эстетическое развитие

муз. инструментах
Знакомство с искусством народных мастеров Бурятии, России,
развитие детского творчества.
Изготовление поделок, аппликаций, труд в природе.

Условия реализации национально-регионального компонента
1. Наличие знаний, накопление опыта.
2. Умения и навыки.
3. Предметно-развивающая среда.
4. Участие в конкурсах различного масштаба этно-культурного направления
(внутри ДОУ, в рамках межсетевого взаимодействия между ДОУ, в
мероприятиях районного, городского и республиканского уровня ).
5. Передача

обобщенного

опыта

педагогам-дошкольникам

в

рамках

межсетевого взаимодействия.
Наличие знаний, накопление опыта для реализации задач регионального
компонента в ДОУ:
Проведение мастер - классов, семинаров-практикумов в ДОУ для педагогов
и узких специалистов по ознакомлению с видами народно-прикладного искусства:
 Хохлома
 Гжель
 Дымка
 Жестово
 Полхов-Майдан
 Каргопольская игрушка
 Городец
 Бурятский орнамент.
Использование педагогического потенциала педагогов ДОУ по обобщению
опыта и передачи накопленных знаний и умений в рамках самообразования .
Привлечение

профессиональных

художников,

специалистов

из

числа

социальных партнеров для повышения уровня и накопление опыта педагогов и
детей дошкольного возраста для решения задач национально-регионального
компонента.
Умения и навыки дошкольники приобретают на занятиях интегрированного
цикла по изучению родного края, флоры и фауны окружающей нас природы,
культуры, фольклора национальностей, проживающих на территории Бурятии.

Тема

Цель

Я - Человек

Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело.
Показать особенности внешнего вида детей (лицо, прическа, одежда, обувь), различия между детьми
по признаку пола (мальчик, девочка). Побуждать
отзывчивость,
различать
яркие
эмоциональные
состояния.
Повторять
за воспитателем
слова,
обозначающие соответствующее
эмоциональное
состояние, различать
эмоциональные
состояния, которые воспитатель подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса.
Учить детей проявлять интерес к самому себе, к своему имени.
Различать, узнавать, называть детей на картинках и в жизни.
Помочь запомнить детей в группе по именам, узнавать и называть их.

Апрел
ь

Март

Февраль

Ян
вар
ь

Дека
брь

Ноябр
ь

Октябр
ь

Сентябрь

Ме
сяц

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 2-3 года

Моя семья

1. Тело человека: части тела и их
предназначение .
2. Возраст, пол, одежда
3. Эмоциональные состояния.
4. Я - Человек
1. Обратись по имени.
2. Члены семьи.
3. Жизнь семьи
4. Моя семья
1. Что такое дом? Рассматривание
дома.
2. История жилища.

История жилища

Формировать у детей представление о доме, как о жилище человека и сказочных героев

Любимый город

Дать ребенку представления о городе, в котором он живет (много улиц, домов, людей), о
городском транспорте.
Вызвать эмоциональный отклик к родному городу.
Развивать эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.

1. Городской транспорт.
2. Любимый город.

Традиции и быт

Вызывать у детей эмоциональный отклик на красоту костюмов русских и бурят. Способствовать
раннему приобщению ребенка к национальной культуре, к познанию окружающего мира
через знакомство с народной
поэзией
(пестушек,
потешек, прибауток, считалок,
приговорок, скороговорок, и песенок-небылиц).

1. Оюна и Аленка в гостях у детей.
2. Традиции и быт

Животный мир
Бурятии

Пробудить интерес к обитателям живой природы.
Закреплять знания о животных (различать и называть их; запоминать где живут)
Обогащать знания детей о диких, о домашних животных.
Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания,
связанные с красотой растительного мира природы. Узнавать и называть растения ближайшего
окружения (2-3 растения)

1. Живой уголок.
2. Домашние животные. Кто у
бабушки живет?
3. «Едем в лес»
4. Животный мир Бурятии.
1. Минуты любования (трава,
кусты, деревья)
2. Растения сибирского леса

Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к
эстетической
стороне
окружающей
действительности, к народной игрушке, к иллюстрациям.
Учить «видеть»: богатство цвета, красоту линий, изящество форм, фактуру. Способствовать
сенсорному развитию ребенка, развитию его художественного восприятия.

1. Минутки любования.
2. Народная игрушка
3. Иллюстрации.
4. Искусство

Родной край

Растения сибирского
леса
Искусство

Май

Тематический блок

1. Природа вокруг нас. 2.Минутки
любования. 3.Родной край.

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 3 -4 года
Тема

Цель

Я - Человек

Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело. Учить находить сходства и различия человека
и животного.
Помочь ребенку осознать, что он похож на других людей, но в то же время отличается от них.
Знакомить детей с «эмоциональным букварем», учить им пользоваться, как для
выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния
других.
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей,
что одно и то же имя может звучать по-разному; Знать имена мальчиков и девочек.
Формировать у детей представление о семье, о ее членах, которые живут вместе, любят друг друга,
заботятся друг о друге. Обращать внимание детей на общее настроение членов семьи, его причину (все
смеются, в семье праздник)

Сентябрь

Месяц

История жилища

Познакомить детей с видами жилья животных и человека, зачем нужен дом. Учить сравнивать дома
города и деревни, находить сходства и различия.

Любимый город

Формировать отношение детей к «Малой родине» - мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома
до детского сада. Познакомить детей с видами городского транспорта, его предназначением.

Родной край

Развивать эмоциональное восприятие красоты
природы в разное время года.
Дать детям знания о Байкале, как о самом
красивом озере в мире.
Вызвать у детей интерес к природе родного края.
Познакомить детей с бытом, предметами быта русских и бурят, обратить внимание на сходства и
различия.
Вызывать у детей интерес
к различным народным играм, учить играть в них. Воспитывать у
детей интерес и уважение к традициям и быту разных народов через народное творчество
(сказки, сказания, песни, загадки, пословицы, игры, игрушки).
Познакомить детей с пятью видами домашнего скота, издревле почитаемыми скотоводами-степняками
как пять драгоценностей. Дать знания о животных, обитающих в лесах Бурятии.
Обратить внимание детей на разнообразие птиц Бурятии, среда их обитания. Дать представления об
образе жизни птиц.

Февраль

Январь

Дека
брь

Ноябр
ь

Октябрь

Моя семья

Традиции и быт

Март

Животный мир
Бурятии

Тематический блок
1. Тело человека, тело животного.
2. Мы все разные.
3. Эмоциональный букварь.
4. Я - Человек.

1. Твоё имя.
2. Члены семьи. Кто кому кем
доводится.
3. Ролевые отношения. Кто о нас
заботится?
4. Моя семья.
1. Дом, нора, берлога.
2. Дом в городе и деревне.
3. История жилища.
1. Улицы моего города.
2. Виды транспорта.
3. Любимый город.
1.Краски природы.
2. Путешествие по Байкалу.
3. Родной край.
1. В гости в русскую избу...
2. В гости в юрту...
3. Мы играем.
4. Традиции и быт
1. «Пять драгоценностей» животные Бурятии.
2. Животные бурятского леса.
3. Какие птицы бывают и как их
называют.
4. Животный мир Бурятии.

Апрель

Растения сибирского
леса

Май

Искусство

Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Лес - это дом для растений, птиц,животных.
Развивать чувство «дома»: лес - это «дом» для человека, где он отдыхает, собирает дары леса.
Формировать представления о понятиях дикорастущие и культурные растения, съедобные и
есъедобные, ядовитые ягоды и фрукты; о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях
во влаге. Развивать умения устанавливать простейшие связи между состоянием растений и уходом за
ними.
Привлечь внимание детей к народной игрушке, сформировать у них интерес, эмоциональную
отзывчивость, чувство радости от встречи с яркой нарядной игрушкой, способствовать повышению
интереса к народной игрушке. Знакомить детей с книжной иллюстрацией (вид графики).
Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности, орудиями труда.
Воспитывать интерес к рассматриванию ярких образов, учить видеть что и как изобразил художник в
рисунке. Вызывать эмоциональный отклик на красоту предметов и явлений в произведениях искусства.

1. Здравствуй лес!
2. Садовые и дикорастущие растения.
3. Цветы.
4. Растения сибирского леса
1. Народная игрушка.
2. Книжная графика.
3. Кто такой художник.
4. Искусство.

Тема

Обратить внимание детей на характерные особенности внешнего вида и облика людей и
животных. Формировать у ребенка уверенность в себе, через постижение собственной уникальности,
единственности в своем роде. Знакомить ребенка с языком эмоций (поза, мимика, жесты). Учить им
пользоваться для выражения собственных чувств и переживаний, и для понимания
эмоционального состояния других.

Моя семья

Дать понятие в различии между именами людей и кличками животных. Детские дразнилки.
Дать знания о родственных отношениях в семье - каждый из них одновременно сын (дочь), внук
(внучка), брат (сестра). Мама и папа - тоже дочь и сын.
Обратить внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Воспитывать
нежное, заботливое отношение к своей
семье,
закреплять чувства уверенности и
защищенности.
Познакомить детей с разнообразием видов жилья животных и человека (дом, юрта, жилища
животных).
Обратить внимание детей на особенности городского и сельского дома, их сходства и
различия. Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома.

Октябрь
Ноябрь

История жилища

Любимый город

Декабрь

Цель

Я - Человек

Сентябрь

Ме
ся
ц

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 4 -5 года

Познакомить детей с районом, в котором они живут. Дать знания о том, что «малая родина»(мой
дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада) - часть большого города; о
национальностях людей, населяющих город; жителях города (улан-удэнцах). Познакомить детей с
историей возникновения города, городским транспортом. Вызвать чувство гордости за «малую родину»

Тематический блок
1. Тело человека. Лица, морды и
головы.
2. Мы все разные. Какой ты?
*
3. Эмоциональный букварь
4. Я - Человек
1. Имена и клички.
2. Папа, мама, я - дружная семья.
3. Моя семья - моя крепость.
4. Моя семья
1. Виды жилищ у людей и животных.
2. Городской и сельский дом.
3. Мы построим новый дом.
«
4. История жилища.
1. Октябрьский район. Маршрут от
дома до детского сада.
2. История создания городского
транспорта.
3. История возникновения города.
4. Любимый город.

Янва
рь

Родной край

Животный мир
Бурятии

1. Озеро Байкал.
2. Природа родного края.
3. Родной край.
1. Мир прошлого (изба, юрта).
2. Поэзия народного костюма.
3. Игры и игрушки.
«
4. Традиции и быт

Растения сибирского
леса

Учить узнавать и называть деревья, кустарники, травы по внешнему виду; выделять отличительные
признаки трав, деревьев и кустарников. Формировать представления о частях растений, о сезонных
изменениях в их жизни. Познакомить с народным названием некоторых растений. Воспитывать
бережное отношение к растениям при сборе букетов, целебных трав, ягод.

1. Животные Бурятии.
2. Зимующие и перелетные птицы.
3. Где и как зимуют животные нашего
края.
4.Животный мир Бурятии.
1. Травы.
2. «Народные» растения Бурятии
3. Кустарники, деревья
4.Растения сибирского леса

Искусство

Познакомить детей с бурятским орнаментом, его особенностями, значением, характерными цветами.
Учить детей видеть красоту народного узора, его закономерности (композицию).
Вызывать интерес у детей к живописи, картине художника, формировать умение внимательно
ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.

1. Бурятские узоры.
2. Русские узоры.
3. Пейзаж настроения.
4. Искусство.

Май

Апрель

Март

Февраль

Традиции и быт

Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом озере в мире и рассказать о его обитателях.
Вызвать у детей интерес к природе родного края. Формировать
бережное
отношение
к
окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Познакомить детей с народной культурой прошлого, со старинными предметами быта и их
предназначением (мини музей - «зона детской активности»). Дать детям знания о национальной одежде
русских и бурят, о том, что народный костюм -отражение национальной культуры народа. Учить детей
играть в народные игры русских и бурят; дать понятие, что народные игры и игрушки являются
культурным наследием, которые отражают национальное своеобразие культуры и быта того или иного
народа. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную
самобытность разных народов.
Расширить знания детей о животных и птицах нашего края, об их приспособлениях к сезонным
изменениям в природе, связь со средой обитания.
Воспитывать гуманное отношение в обращении с животными.

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 5-6 лет
Месяц
Сентябрь

Тема
1. Мониторинг
2. Приветствуем друг друга
3. Я - человек (части тела)

Содержание тематического блока
Приветствие
Воспитание вежливости и толерантности

Октябрь

1. Домашние и дикие животные
2.Осень

«Пять драгоценностей» - домашние животные
Животные бурятского леса – дикие животные
Разучить песню: «Тук-тук хэн тоншоноб»

Цель
Учить детей при встрече приветствовать
старших, знакомых. При встречах люди
приветствуют друг друга.
Русские говорят: Здравствуйте!
Буряты: Сайн! Сайн байна! Мэндэ!
Обратить внимание ребенка на самого себя, на
части тела название на бурятском языке.
Познакомить детей с 5 видами домашнего скота,
издревне почитаемыми скотоводами-степняками как
5 драгоценностей

Ноябрь

1. Народные игры

Разучивание бурятских национальных игр

2. «Бэлээй нюулга»
3. «Верблюд и верблюжонок»

Декабрь
1. Минии хубсахан - одежда
2. Моя семья

Рассмотрим фотографии
Рассказ о сестре, брате, родителей.

Январь

1. Зимние игры
2. «Катание на санках, лыжах»

Беседа
Безопасность на дороге

Февраль

Белый месяц – Саган hара
1. Встреча гостей
2. Белая пища
3. Ехор

Разучивать бурятские песни, ехор, пословицы,
поговорки, белая пища (молоко, сметана)

1. Весна
2. Мамин праздник

Разучить песню
«Эжидэ»

Март

Апрель

1. Птицы
2. Деревья, растения сибирского
3. Счет

леса

Беседа «Перелет птицы»
Наблюдение за деревьями и кустарниками

Дать знание о животных, обитающих в лесах
Бурятии
Дать детям предоставление об осени, осенние
приметы.
Познакомить детей с национальными играми,
соблюдать правила. Развивать умение слушать,
запоминать и повторять. Содействовать воспитанию
внимания, проявления воли и бережное отношения
к своим и чужим игрушкам.

Познакомить детей с бурятским национальным
костюмом, связывая с обычаями бурятского народа.
Развивать память, внимание, мышление.
Продолжать прививать уважительное отношение к
родителям и старшим по возрасту, устанавливать
связи между поколениями.
Закрепить знание детей о поведении на улице, а
именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей
части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком
домов, на льду нельзя толкаться. Продолжать
воспитывать у детей внимание к находящимся
рядом с ними людям, быть предупредительными.
Познакомить детей с народной культурой прошлого.
Дать детям знания о том, что праздники есть у
каждого народа, праздники бывают религиозные,
семейные, общенародные. Дать детям
представления о том, что для каждой
национальности характерны и свои национальные
блюда, которые отражают образ жизни, историю
народа. Организовать участие детей в исполнении
обрядов, пении народных песен. Воспитывать
этническое самосознание детей.
Дать детям представление о весне, весенние
приметы
8 –ое Марта-женский праздник. Поздравим наших
мам, бабушек, сестер и.т.д.
Формировать представление детей о птицах.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому
в природе.
Учить узнавать и называть деревья, кустарники;

выделять отличительные признаки деревьев и
кустарников.
Формировать представления о сезонных изменениях
в их жизни.
Май
Июнь

Июль- август

1. Повторение пройденных тем
2. Чтение: бурятские народные сказки
«Будамшу»
Сухарбан
«Эрын гурбан наадан» - «Три игры
мужчин».

Искусство народных игрушек, бурятские
орнаменты
Обыграть с детьми

Каникулы

Что должны знать и уметь к концу года:
Уметь приветствовать на бурятском языке
Знать домашних и диких животных
Знать пословицы, поговорки, скороговорки
Знать счет до 5
Знать 3-4 бурятские национальные игры
Знать части тела
Знать национальные праздники

Знать бурятские народные сказки
Знать бурятские песни

Познакомить детей с героем бурятских сказок
Будамшуу. Прививать детям нравственные
качества, как доброта, дружелюбие, сочувствие.
Познакомить детей со спортивными играми
бурятского народа. Развивать интерес к обучению
бурятскому языку и физическому воспитанию.
Воспитывать взаимовыручку, чувство
товарищества.

Календарно-тематическое планирование по регионально-национальному компоненту. Возраст детей: 6-7 лет
Месяц
Сентябрь

Тема
1. Мониторинг
2. Осень
3. Детский сад «Елочка»
4. Приветствуем друг друга

Содержание тематического блока
Приветствие
Воспитание вежливости и толерантности

Октябрь

1. Любимый город
2. Байкал
3. Дикие и домашние животные

Рассказ о городе, улице, где живешь.
Легенда о Байкале.

Ноябрь

1. Народные игры
2. «Шагай»
3. «Бэлээй нюулга»

Разучивание бурятских национальных игр

Познакомить детей с национальными играми,
соблюдать правила. Развивать умение слушать,
запоминать и повторять. Содействовать воспитанию
внимания, проявления воли и бережное отношения
к своим и чужим игрушкам.

Разучим стихотворение
Поздравление
Рассмотрим фотографии
Рассказ о сестре, брате, родителей.

Познакомить детей с бурятским национальным
костюмом, связывая с обычаями бурятского народа.
Развивать память, внимание, мышление.
Продолжать прививать уважительное отношение к
родителям и старшим по возрасту, устанавливать
связи между поколениями.
Закрепить знание детей о поведении на улице, а
именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей
части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком
домов, на льду нельзя толкаться. Продолжать

4. «Верблюд и верблюжонок»

Декабрь

1. Зима-Убэл
2. Минии хубсахан - одежда
3. Моя семья

Январь

1. Зимние игры
2. «Катание на санках, лыжах»
3. «Игра снежки»

Беседа
Безопасность на дороге

Цель
Учить детей при встрече приветствовать
старших, знакомых. При встречах люди
приветствуют друг друга.
Русские говорят: Здравствуйте!
Буряты: Сайн! Сайн байна! Мэндэ!
Дать детям представление об осени, осенние
приметы.
Познакомить детей с районом в котором они
живут. Дать знание о том, что « малая родина» (мой
дом, двор, улицы города по маршруту от дома до
детского сада) - часть большого города, о
национальностях людей населяющих город:
жителях города (улан-удэнцах). Показать детям
фотографии Верхнеудинская и Современный УланУдэ.
Дать детям знания о Байкале, как о самом красивом
озере в мире.
Рассказать легенду о дочери Ангаре вызвать
интерес к природе родного края.

Февраль

Белый месяц – Саган hара
1. Встреча гостей
2. Вручение подарка
3. Угощение гостей
4. Ехор

Март

1. Продолжение праздника
2. Весна
3. Мамин праздник

Апрель

Май
Июнь

Июль

Разучивать бурятские песни, ехор, пословицы,
поговорки, белая пища (молоко, сметана)

Сагаалгана

1. Птицы
2. Деревья, растения сибирского
3. Счет

Юрта – рассказать
Разучить песню о родителях
«Аба эжидэ»
«Эжидэ»

воспитывать у детей внимание к находящимся
рядом с ними людям, быть предупредительными.
Познакомить детей с народной культурой прошлого.
Дать детям знания о том, что праздники есть у
каждого народа, праздники бывают религиозные,
семейные, общенародные. Дать детям
представления о том, что для каждой
национальности характерны и свои национальные
блюда, которые отражают образ жизни, историю
народа. Организовать участие детей в исполнении
обрядов, пении народных песен. Воспитывать
этническое самосознание детей.
Познакомить детей с разнообразием видов жилья
человека и животных « дом, юрта, жилище
животных». Обратить внимание детей на
особенности городского и сельского дома, их
сходства и различия.

Беседа «Перелет птицы»
Наблюдение за деревьями и кустарниками

Формировать представление детей о птицах.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому
в природе.
Учить узнавать и называть деревья, кустарники;
выделять отличительные признаки деревьев и
кустарников.
Формировать представления о сезонных изменениях
в их жизни.

1. Повторение пройденных тем
2. Чтение: бурятские народные сказки
«Волшебный хур»
Алтаргана - фестиваль один раз в 2 года
проходит в России и Монголии

Искусство народных игрушек, бурятские
орнаменты

Сухарбан
«Эрын гурбан наадан» - «Три игры

Обыграть с детьми

Познакомить детей с героем бурятских сказок
Будамшуу. Прививать детям нравственные
качества, как доброта, дружелюбие, сочувствие.
Познакомить детей с символом Бурятского
национального фестиваля – Алтаргана на котором,
представляются культурные достижения
объединяющие народы: песни, танцы, спортивные
состязания - скачки, борьба, стрельба из лука.
Объяснить детям, что Алтаргана- это растение
которое растет в бурятских степях «золотарник»,что имеет крепкие корни не погибает
при сильных морозах, не теряет листочки- колючки
при зное. Воспитывать у детей любовь малой
родине, толерантности
Познакомить детей со спортивными играми
бурятского народа. Развивать интерес к обучению

леса

Беседа о достижении Республики
объединяющие народы

мужчин».
Август

бурятскому языку и физическому воспитанию.
Воспитывать взаимовыручку, чувство
товарищества.

Каникулы

Что должны знать и уметь: - Уметь приветствовать на русском, на бурятском языке
-Знать что такое «Малая родина»
- Знать пословицы, поговорки, скороговорки
-Знать о Байкале

- Знать бурятский национальный костюм

-Знать 4-5 бурятские национальные игры

- Знать счет до 10

- Знать животных родного края

- Знать части тела

-Знать национальные праздники

- Знать бурятские народные сказки

Предметно-развивающая среда.
Для более эффективного решения задач национально-регионального
компонента в детском саду созданы определенные условия по принципам
развивающего обучения и создания наглядно-действенного представления
детей дошкольников:
Лаборатория активного творчества создана на базе «Русской избы», в
которой

дети-дошкольники

эстетического

методом

созерцания,

погружения

в

взаимопроникновения

мир

прекрасного,

проводят

занятия,

совместную деятельность по программе изучения быта, культуры, народноприкладного творчества народов России.
Экспериментальный

центр

–

позволяет

решать

задачи

экспериментально-исследовательского направления, удовлетворять запросы
детей в наглядно-действенном изучении явлений живой и неживой природы.
Театральная

студия.

Занимаясь

театральной

деятельностью

у

дошкольников воспитываются чувства прекрасного, развивается творческий
потенциал, прививается эстетический вкус, дети учится быть добрее друг к
другу и к окружающим, терпимее, различать понятия добра и зла.
Кабинет бурятского языка. Образовательное пространство кабинета
располагает к углубленному изучению бурятского языка – языка коренного
населения Республики Бурятия.
Детская

библиотека.

Создание

библиотеки

явилось

предметно-

развивающей средой, которая обеспечивает решение задач образовательной
области «Чтение художественной литературы». Библиотечный фонд детского
сада наглядно и эффективно используется в изучении авторов детских
изданий, при знакомстве с иллюстраторами книг для детей, рассматривание
картин известных художников в взаимосвязи с поэтическими произведениями
и

соответственным

музыкальным

сопровождением

позволяет

детям

дошкольного возраста более глубоко проникать в смысл увиденного.
Музыкальный зал. Музыкальные занятия, музыкально-дидактические
игры, игра на музыкальных инструментах, знакомство с произведениями
Бурятских композиторов

для детей, с музыкальными инструментами

народного

оркестра,

разучивание

танцев

разных

народов,

досуги,

национальные праздники и развлечения проводятся с использованием
пособий

музыкального

зала:

шумовые

инструменты,

музыкальные

инструменты, фотографии композиторов, фонотека, аудиотека, использование
аудио и видеоаппаратуры. Таким образом, повышается уровень овладения
музыкальным, певческим искусством на бурятском языке, а главное повышает
мотивацию детей к знакомству, изучении, овладению и

использованию в

дальнейшем полученных знаний.
Методический кабинет. Методическая поддержка осуществляется с
использованием
атрибутов,

специальной

планирования,

литературы,

создания

методических

программ

развития,

разработок,
проектной

деятельности по решению задач национально-регионального компонента.
Социальное партнерство.


Театр «Живые камушки»



Театр «Ульгер»



ДШИ-9



ДШИ-3



МАУ СОШ №22



Национальный музей РБ



Этнографический музей народов Забайкалья



Детская библиотека №6 пос. Загорск

Формы работы с родителями
Традиционные:
 Совместные занятия, открытые показы, проведение праздников;
 Консультации, беседы, лектории;
 Тематические родительские собрания;
 Участие в проектной деятельности ДОУ;
 Участие

в

выставках,

конкурсах,

межсетевого взаимодействия
Нетрадиционные:
 информационно-аналитическая,

мероприятиях

в

рамках

 познавательная,
 досуговая,
 наглядно-информационную

(информационно-ознакомительную

информационно-просветительскую

Мониторинг по национально-региональному компоненту
Дата проведения мониторинга: сентябрь, май
Ответственный: Учитель бурятского языка, воспитатели
Показатели мониторинга по национально-региональному компоненту для
детей старшей и подготовительной групп:

и

Мониторинг детей по национально-региональному компоненту
Дата проведения мониторинга: «____»сентября 20__ г.
«____» мая 20__ г.
Старшая группа № _____ Воспитатель:_______________/ ______ / Учитель бурятского языка__________/_________/
№ ФИРебенка
1
с

м

2
с

м

3
с

м

4
с

1
2
Итого в %

Условные обозначения:
Показатели:
1. Уметь приветствовать на бурятском языке
2. Знать домашних и диких животных
3. Знать пословицы, поговорки, скороговорки
4. Знать счет до 5
5. Знать 3-4 бурятские национальные игры
6. Знать части тела
7. Знать национальные праздники
8. Знать бурятские народные сказки
9. Знать бурятские песни
С – сентябрь,
М – май
1- первое полугодие,
2- второе полугодие
Год- итоги за год

Показатели в баллах
5
6
м
с
м
с
м

7
с

м

8
с

м

9
с

Итоги в %
1 2
год
м

Мониторинг детей по национально-региональному компоненту
Дата проведения мониторинга: «____» сентября 20__ г.
«____» мая 20__ г.
Подготовительная группа № _____ Воспитатель:____________/ ______ / Учитель бурятского языка_________/____/
№

ФИР

1
с

м

1
с

м

2
с

м

год
с м

5
с

Показатели в баллах
6
7
8
м с м с м с м

Итоги в %
9
с

м

10
с м

11
с

1
2
Итого в %

Условные обозначения:
Показатели:
1. Уметь приветствовать на бурятском языке
2. Знать что такое «Малая родина»
3. Знать пословицы, поговорки, скороговорки
4. Знать счет до 10
5. Знать 4-5 бурятские национальные игры
6. Знать части тела
7. Знать национальные праздники
8. Знать бурятские народные сказки
9. Знания о Байкале
10. Знать элементы бурятского национального костюма
11. Знать животных родного края

С - сентябрь
М – май
1-первое полугодие
2- второе полугодие
Год- итоги за год

1
м

2

год

Диаграмма по освоению детьми компонентов национально-регионального
направления
№
1
2
3

Год
2016-2017
2017-2018
2018-2019

высокий
6
14
19

Уровни мониторинга в %
средний
низкий
34
40
41
45
52
29

Вывод: освоение детьми программы по изучению родного края имеет
свои трудности. Основную работу по этому направлению ведет учитель
бурятского языка в тесном взаимодействии с воспитателями групп. В 20182019 годах в нашем детском саду увеличилось количество групп и
,соответственно, количество детей дошкольного возраста, у которых не
было первоначальных знаний по этому направлению. Приходилось все
начинать заново, строить работу в индивидуальном плане, тесно
сотрудничать с родителями.

Программа дальнейшего развития программы
 Разработка, внедрение и использование в работе с детьми принципов
этно-регионального проекта «Алтаргана».
 Интеграция в направлении физическое развитие.
 Привлечение в социальное партнерство Детского театра «Ульгер».
 Сотрудничество и взаимодействие с Домом Дружбы Народов.
Предполагаемый результат
1. Изучение родного края позволит нынешним дошколятам расширить
свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает.
2. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и
крае,

усвоение

принятых

норм

поведения,

взаимоотношений,

приобщение к миру культуры.
3. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к
природным и культурным ценностям родного края, так как именно на
этой основе воспитывается патриотизм.
4. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край,
страну, с уважением относящегося к другим народам.

23

Программно-методическое обеспечение программы
1. Закон “Об образовании”
2. «Концепции модернизации российского образования»
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
М.; Мозаика – Синтез, 2015 год.
4. «Проектная деятельность дошкольников», Н. Е. Веракса . М., Мозаика

– Синтез, 2010
5. А.С.Галанов «Занятия с дошкольниками по изобразительному

искусству».
6. Ю. В. Рузанова «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников в

нетрадиционной изобразительной деятельности» С-П.,КАРО, 2007
7. Н. В. Ермолова «Эстетическое воспитание дошкольников через

декоративно-прикладное искусство» С-П., Детство-Пресс, 2011.
8. Т. С. Комарова «Программа эстетического воспитания» М., Мозаика –

Синтез, 2008.
9. С.Ц. Содномов, Ж.Е. Раднаев «Буряад хэлэн»
10. Э.П. Нанзатова

«Обучение детей бурятскому языку»

11. Г.С. Санжадаева, О. П. Кушеева «Тоонто нютаг»
12. Д.Д. Могоева « Амар сайн, ухибууд!»
13. Программа Тоонто нютаг – Родной край Центр развития ребенка

№86 «Оюна»
14. «Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей

дошкольного возраста» учебно-методическое пособие /Р. И. Карпова.Улан-Удэ: БГУ, 2010.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».